|
|
|
|
|
Е.
А. Торчинов.
Тексты по "искусству внутренних покоев" (эротология Древнего
Китая)
|
|
|
|
|
|
1. "Хуан-ди спросил: "Если во время соития женщина не радуется,
ее плоть не содрогается, ее соки не выделяются, [а у мужчины]
нефритовый стебель не крепок, мал и не силен — что это значит?"
Сокровенная дева сказала: "Что касается [сил] инь-ян, то они откликаются
друг другу и соответствуют друг другу. Поэтому если ян не получает
[соответствующей ему] инь, то [женщина] не радуется, если инь
не получает [соответствующего ей] ян, то [нефритовый стебель мужчины]
не поднимается. Допустим, мужчина хочет совокупиться, а женщина
этому не рада, или женщине хочется совокупиться, а мужчина этого
не хочет — в любом случае два сердца не находятся в согласии,
их семя и пневма не соответствуют друг другу. А если к этому добавить,
что тот, кто заканчивает наверху, творит насилие над той, что
внизу, то любовь и радость никогда не возникнут. Когда мужчина
хочет совокупиться с женщиной, а женщина хочет совокупиться с
мужчиной, тогда оба их сердца ликуют, плоть женщины сотрясается
в ответ [движениям] мужчины, а мужской стебель силен" ("Сюань-нюй
цзин" — "И синь фан", глава 4: "О гармонизации воль" — "Хэ чжи").
Прим. "Нефритовый стебель" — обычное в подобных текстах
обозначение пениса.
2. "Хуан-ди спросил у Чистой девы: "Ныне я хочу долго воздерживаться
от совокупления. Это можно?" Чистая дева ответила: "Нельзя. Небо
и Земля то открываются , то затворяются , [силы] инь-ян следуют
четырем сезонам. Если ныне вы хотите воздерживаться от совокупления,
то ваши дух и пневма не раскроются в полной мере, [силы] инь-ян
замкнутся в себе и разъединятся. Каким же образом сможете вы один
питать и упражнять свою пневму, как сможете, уйдя от нескольких
видов практики, обрести новое, помогая сам себе?" . ("И синь фан",
глава 1: "Высший принцип" — "Чжи ли") .
Прим. Небо и Земля то открываются , то затворяются - намек
на § 10 "Дао-дэ цзина" (Канона Пути и Благодати"). "Небесные врата
то отверзаются, то затворяются, может [ли там] не быть самки?"
В даосизме Дао выступает как женственный принцип, Великая Мать.
В данном фрагменте явно просматривается ктеический образ. Здесь
открытие и закрытие Неба рассматривается в качестве космического
образца для полового акта.
...обрести новое, помогая сам себе - т. е. без партнера невозможно
получить дополнительного притока новой жизненной силы. В этом
отличие "искусства внутренних покоев" от дыхательных упражнений.
|
|
|
|
|
|
В данном фрагменте особенно заметна связь между космологическими
представлениями традиционного Китая и сексуальной практикой. Космический
натурализм китайской культуры требовал от человека максимального
уподобления сакрализованному космосу. Но этот космос включал в себя
сильно выраженный сексуальный элемент: его основа — непрестанное
взаимодействие полярных, но взаимопереходящих сил инь-ян, женского
и мужского, темного и светлого и т. д. Небо находится в постоянном
соитии с Землей, изливая оплодотворяющие дожди. Следовательно, и
человек не должен воздерживаться от половой жизни, нарушая принципы
мироустроения. Более того, подобной отказ предосудителен и вреден.
Отсюда проистекает и отсутствие в Китае темы греховности половой
жизни, столь свойственной европейской культуре: могли осуждаться
(и осуждались) половые излишества, разврат, но никоим образом не
естественное, а следовательно, по логике культуры, и имеющее высокую
степень ценности, сексуальное поведение.
Вышеприведенные фрагменты из текстов, тождественных или близких
по содержанию текстам, перечисленным в каталоге Гэ Хуна, не только
дают информацию о характере "искусства внутренних покоев" Китая
первой половины IV в., но и как бы создают контекст собственно высказываний
Гэ Хуна по данному вопросу. По ним мы можем судить о том, что понимает
Гэ Хун под фан чжун чжи шу и что собственно предлагают ему оценить
вопрошающие его лица, диалог с которыми занимает весьма значительное
место в "Баопу-цзы". В отношении самого Гэ Хуна к "искусству внутренних
покоев" представляется необходимым выделить основные положения,
отстаиваемые им в разговоре со своими литературными собеседниками.
1. "Искусство внутренних покоев" обладает безусловной ценностью
как один из способов продления жизни, освященный даосской традицией.
Вместе с тем, оно не имеет ничего общего с половой распущенностью,
которая безусловно осуждается. В связи с этим говорится об эзотеричности
фан чжун шу, наставления о котором передаются от учителя к ученику
изустно и оберегаются от профанов.
2. Сексуальная жизнь необходима человеку. Ее образцом является сам
принцип мироустроения, предполагающий постоянное соединение ян и
инь, Неба и Земли. Длительное воздержание пагубно для человека.
3. Другой крайностью является разврат, также вредоносный по своим
последствиям. Вместе с тем, разврат не единственное препятствие
к достижению долголетия. Любые крайности и излишества (будь то еда,
сон, праздность или труд) также вредны для человека. Во всем следует
придерживаться середины, избегая крайностей пресыщения и воздержания.
4. Вместе с тем, "искусство внутренних покоев" является хотя и необходимым,
но тем не менее "малым" средством достижения долголетия (наряду
с дыхательными упражнениями "регуляции пневмы" и даосской гимнастикой
дао инь). Фан чжун чжи шу способствует продлению жизни, но не может
принести бессмертия. Утверждающие противоположное — или мошенники,
спекулирующие на приверженности людей чувственным удовольствиям,
или невежды. Их способы — не собственно даосские, а низкопробные
шаманские методы, относящиеся к области простонародных верований,
резко критикуемых Гэ Хуном в различных местах "Баопу-цзы" (см.,
например, главу девятую: "Смысл дао" — "Дао и"). Единственным средством
обретения бессмертия является алхимия, изготовление Великого Эликсира.
Однако, с другой стороны, алхимическим опытам должна предшествовать
определенная подготовка адепта (без нее алхимические изыскания будут
бесплодными), которая предполагает наряду с другими методами также
и практику "искусства внутренних покоев".
5. Из всех методов фан чжун чжи шу важнейшим является способ "возвращения
семени для питания мозга" (хуань цзин бу нао), заключающийся в предотвращении
эякуляции в сочетании с интенсивным оргазмом.
Подробнее об этом методе говорится ниже, в примечаниях к переводу.
Здесь же представляется уместным процитировать другой даосский текст
— "Тайные предписания для нефритовых покоев" ("Юй фан би цзюэ")
из главы "Возвращение семени" ("Хуань цзин пянь") антологии "И синь
фан": |
|
|
|
|
|
..."Во время совокупления извержение семени [обычно] считают
удовольствием. Если [я] запру [выход семени] и не буду извергать
его, то какое удовольствие получу?"
Пэн-цзу сказал в ответ: "Ведь когда семя теряется, тело становится
утомленным и слабым.., хотя это и доставляет временное удовольствие,
но в конечном итоге в этом нет ничего приятного. А вот если совокупляться,
не извергая семени, то сила пневмы станет даже избыточной, тело
обновится, слух и зрение станут острыми и чуткими. Хотя и приходится
подавлять себя для достижения невозмутимости мысли, однако любовь
становится еще более достойной [занятия ею] и можно постоянно
продолжать [совокупляться снова и снова], как если бы все было
недостаточно".
[И далее:] "Хуан-ди сказал: "Хотел бы все узнать о совокуплении
без семяизвержения. Какая в нем польза?"
Чистая Дева ответила: "Один раз совокупиться без семяизвержения
— сила пневмы укрепится. Два раза совокупиться без семяизвержения
— слух и зрение станут острыми и чуткими. Три раза совокупиться
без семяизвержения — все болезни исчезнут. Четыре раза совокупиться
без семяизвержения — все пять духов пребудут в покое . Пять раз
совокупиться без семяизвержения — кровеносные вены надолго станут
хорошо наполненными. Шесть раз совокупиться без семяизвержения
— поясница и спина будут крепкими и сильными. Семь раз совокупиться
без семяизвержения — крестец и бедра нальются силой. Восемь раз
совокупиться без семяизвержения — тело начнет испускать сияние.
Девять раз совокупиться без семяизвержения — предопределенность
к долголетия не будет утрачена. Десять раз совокупиться без семяизвержения
— будет достигнуто проникновение в божественный разум".
Прим. Пять духов — божества, управляющие пятью основными
внутренними органами: печенью, селезенкой, сердцем, легкими, почками.
Божественный разум (шэнь мин) — принцип чередования сил инь и
ян, образующий космический ритм. Проникновение в его суть означает
постижение Дао.
|
|
|
|
|
|
Следует отметить, что в современной медицине нет определенного
единого мнения относительно полезности полового акта без эякуляции;
для решения этого вопроса необходимы дальнейшие исследования.
Здесь читателю предлагается
снабженный подробными примечаниями перевод фрагментов "Баопу-цзы",
имеющих отношение к "искусству внутренних покоев". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|