|
|
|
|
|
Гэ Хун
"Мудрец, объемлющий первозданную простоту"
("Баопу-цзы")
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент из пятой главы "внутренней части"
"Высший принцип"
("Чжи ли")
|
|
|
|
|
|
Баопу-цзы сказал: "Хотя вкушение снадобий [1]
и является основой продления жизни, можно одновременно с ними заниматься
и регуляцией пневмы [2] и польза от такой практики быстро возрастет.
Если же нет возможности достать снадобья, тогда достаточно заниматься
регуляцией пневмы, и, исчерпав эти методы до конца, можно достичь
долголетия в несколько сот лет. Хорошо вкупе с этим знать и искусство
внутренних покоев [3], поскольку те, кто не знают искусства инь
и ян [4], часто терпят истощение сил и им трудно почерпнуть силы
из занятий регуляцией пневмы.
Ведь человек находится в пневме, как и пневма находится в человеке.
Начиная с мира — Неба и Земли и кончая мириадом существ — нет ничего,
что не было бы порождением пневмы. Хорошо умеющий регулировать пневму
внутри [5] может пестовать свое тело снаружи — уничтожать всякое
грозящее ему зло. Вот что все люди используют каждый день, но сути
чего не знают.
В царствах У и Юэ [6] существуют способы запретительных заклинаний,
очевидная полезность которых основана на том, что при их применении
используется много пневмы, и все [7].
Знающий эти способы может войти в дом, где свирепствует мор, лечь
на одну постоль с больным и при этом не заразиться. И если за ним
идет толпа в несколько десятков человек, он также может ничего не
бояться. Именно благодаря использованию пневмы можно посредством
молений предотвратить стихийные бедствия" [8]. |
|
|
|
|
|
Комм.
1. Здесь имеется в виду употребление алхимических эликсиров, которое
Гэ Хун считал основой пути обретения бессмертия. Он подразделял
эликсиры на "снадобья" (яо) и "киновари" (дань), сильнейшие из которых
— "золотой раствор" (цзинь е) и "перегнанная киноварь" (хуань дань,
т. е. киноварь, прошедшая девять перегонок — чжуань и на десятую
приобретшая особые свойства) приносят адепту даосизма бессмертие.
2. Регуляция пневмы (син ци) — дыхательные упражнения, сопровождающиеся
сосредоточением на движении жизненной силы (ци) по каналам тела,
которая таким образом контролируется адептом и направляется им в
нужные части тела.
3. Искусство внутренних покоев (фан чжун чжи шу) — наиболее употребительное
обозначение даосской сексуальной практики как одного из элементов
пути продления жизни (чан шэн чжи дао).
4. Искусство инь и ян (инь ян чжи шу) — то же, что и искусство внутренних
покоев. Космологические принципы инь и ян выступают здесь как представители
женского (инь) и мужского (ян) начал.
5. Внутреннее здесь — человек, внешнее — окружающий мир. Пестовать
внутри свое тело — значит заниматься собственной практикой даосского
"совершенствования". Вариант перевода: "Хорошо умеющий регулировать
пневму может: в том что касается самого себя, пестовать свое тело,
а в том, что касается внешнего мира, — уничтожать всякое грозящее
ему зло".
6. Древние царства У и Юэ располагались на территории южного Китая
и были населены, в частности, различными некитайскими народами,
родственными предкам вьетнамцев и кхмеров, имевшими собственную
своеобразную культуру. Названия У и Юэ позднее образно прилагались
к территориям современных провинций Чжэцзян и Гуандун. Гэ Хун как
южанин был хорошо знаком с культурой этих областей.
7. Т. е. сила заклинания состоит в том, что оно направляет вовне
сконцентрированную жизненную силу адепта, поражающую источник опасности,
в том числе и сверхъестественный (оборотень, злой дух и т. п.).
8. Т. е. сила жертвоприношений, направленных на предотвращение стихийных
бедствий, также заключается в пневме, проецируемой вовне в ходе
жертвоприношения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|