АРХИВ ИЗБРАННЫХ РЕЦЕНЗИЙ

ПЕКИН НА НЕВЕ
Андрей Валентинов

Пекин (Бэйцзин) - по-китайски означает
Северная Столица, посему присутствие Пекина
на Неве вполне логично, ежели с китайского
переводить. Как и многое другое.

Невозможно узнать, кто именно скрывается под псевдонимом Хольма ван Зайчика. Даже Вячеслав Михайлович Рыбаков не смог мне этого пояснить. И не важно. Мне же, историку, согрела душу возможность проанализировать еще одну "альтернативку", созданную человеком знающим и очень остроумным. Но вынесем пока за скобки юмор вкупе с сатирой и поглядим на Вселенную ван Зайчика всерьез.
Альтернативность в романе появилась в результате обстоятельства сугубо случайного. Хан Сартак, сын Батыя, побратим и союзник Александра Невского, не был отравлен собственным дядей Берке, а прожил долгую и плодотворную жизнь, обеспечив братский союз между Ордой и Русью. Так возникла федеративная держава Ордусь, сумевшая сохранить или объединить заново все наследие потомков Чингиса, включая Китай. И теперь, в начале века ХХI-го именно культурная, цивилизованная Ордусь противостоит жадным и отвратительным западным "варварам".
Слышен звон бубенцов издалека -- со страниц монографий Льва Гумилева и романов Балашова. И не только оттуда. Однако, бог с ней, с идеологией, поглядим на суть. Насколько была возможна Ордусь? Понять сие помогает сам автор, ибо упоминает некоторые ключевые эпизоды ее истории:
- Разгром польско-литовской армии союзным войском князя Дмитрия и хана Мамая.
- Перенос столицы Ордуси в Казань.
Что мы видим? А видим то, что реальная история не сильно отличалась от альтернативной. Можно понять, что Сартак и его преемники не приняли ислам в качестве государственной религии, поскольку именно религиозный переворот хана Узбека стал основой конфронтации Руси и Орды. В этом случае ислам должен был остаться религией влиятельного меньшинства в Орде, посему не очень понятно такое обилие мусульман на страницах романа. Ведь верхушка Орды до переворота Узбека была языческой и христианской (несториане и православные), а при усилении роли ислама все пошло бы так, как и в нашей реальности. (Кстати, автор мог бы не "спасать" Сартака. Логичнее было "спасти" хана Тохту, верного покровителя и друга Руси. А вот после его смерти с приходом Узбека все изменилось.) Следует отметить, что в период "ига" никакой исламизации Руси не наблюдалось и не предпринималось. Единственное исключение (и то, после свержения "ига") - создание Касимовского (Городецкого) "царства" вассальных татар. Но это случай, имевший совершенно локальный эффект. В Ордуси, где русские и татары дружили, исламизация русского улуса была тем менее вероятна.
Неизбежен вопрос, повторюсь, откуда в русской части Ордуси столько мусульман? Приехали в последние сто лет из-за Волги?
Итак, правители Руси (династия Невского) и правители Орды (династия Сартака) обеспечили длительный союз, переросший в татаро-русскую федерацию. Однако, в середине XIV века Орда все равно распалась, иначе бы не возникла фигура Мамая, не Чингисида и, в нашей реальности, даже не хана, а темника-узурпатора, который контролировал только правый берег Волги. Более того, распад продолжался, иначе не была бы основана Казань (в нашей реальности - ханом Хаджи-Гиреем, выходцем из Крымского ханства). Можно предположить, что Русь помогла своему союзнику-Казани сплотить распавшиеся улусы и восстановить державу Чингисидов.
Сильно ли это отличалось от реальной истории?
Да почти и не отличалось. Что такое борьба Москвы с Большой Ордой, Казанью, Астраханью, Крымом и Сибирским ханством? Это была борьба распавшихся улусов Орды за то, кто воссоединит ту самую империю Чингисидов. Неудивительно, что в Москве в начале XVI века (впервые - при венчании на княжение Дмитрия Иоанновича, внука Ивана III) возник титул "Царь Православный". Столь привычный нам, тогда он звучал как "Хан Православный", ибо царями именовались владыки библейские, владыки "сказочных" стран (Индии, Китая) и татарские ханы. Посему ван Зайчику не надо было выдумывать название "Ордусь", ибо "Царство Русское" звучит ничуть не хуже.
В варианте ван Зайчика улусы сплотила не Москва, а Казань вместе с Русью, что позволило сделать это быстрее и ухватить побольше, вплоть до Китая. Ничего принципиально не изменилось, только (почему бы и нет?), очередной Хан Православный перенес одну из своих резиденций из Казани (а не из Москвы) в Александрию на Неве (вместо Петербурга), то есть, в Пекин на Чухонском заливе.
Отдельное соображение по поводу Александрии. Такое и вправду могло быть, но город около нынешнего Петербурга пытался основать не Александр Невский, а его брат Андрей. Вероятно, в альтернативном варианте Невский, наслав на брата воинство Неврюя, заодно прихватил его город, соответственно переименовав.
В общем, ничего невероятного в "альтернативном" существовании Ордуси нет. Однако, русско-татарский симбиоз - только часть замысла, причем не самая главная. Цивилизация Ордуси имеет третью составляющую -- китайскую.

Китайская составляющая Ордуси прописана подробно и со знанием дела. Неведомый ван Зайчик превосходно владеет материалом, и в этом из коллег-фантастов с ним может сравниться только Вячеслав Михайлович Рыбаков, блестящий китаист, чей труд, посвященный изданию и комментированию уголовного кодекса династии Тан рекомендовал бы каждому ценителю слова и мысли. Что же касается Ордуси...
Что же касается Ордуси, то китайцы появились там после падения монголо-китайской империи Юань. Наплыв эмигрантов был судя по всему колоссальный, поскольку через несколько веков китайское влияние продолжает ощущаться. Для сравнения - в гражданской войне в России участвовало с оружием в руках около четверти миллиона китайцев. Однако ни тогда, ни в последующие годы китайского влияния в стране не чувствовалось. Уже через несколько лет китайцы растворились почти без следа. Видать, крепко прижала династия Мин коллаборационистов в описываемым автором альтернативном варианте! Да и то, скорее можно было ожидать бегства "юаньцев" в собственно Монголию и Среднюю Азию. Далековато было в те годы до Руси добираться! Единственным фактором, поддерживавших китайское влияние могла стать государственная политика Ордуси, строившаяся на китайских стандартах. Судя по всему, так и случилось. В результате уже в начале XXI века в Ордуси отчасти продолжает существовать китайское законодательство, китайский принцип деления общества на ранги, этикет, культура и религия, включая буддийские и конфуцианские храмы. Насколько все сие в пределах вероятности, хотя бы альтернативной?
Сначала о буддизме. Сейчас буддийским храмом в Петербурге никого не удивишь, но это буддизм, так сказать, новейшего разлива, благоприобретенный, дите ХХ века с его синкретизмом и размыванием границ между цивилизациями. Но вот в прежние века буддизму определенно не везло. Он даже не смог удержаться на своей "исторической родине" - Индии, оказавшись вытеснен на задворки тогдашнего культурного мира. Европейские и ближневосточные цивилизации не принимали буддизм напрочь. Император Ашока отправил на Запад тысячи буддийских миссионеров, от деятельности которых не осталось и следа. Если спускаться в самые бездны, то западный тип цивилизации, активный и преобразовательный, опирающийся на материальность мира созданного Богом (Б-гом, Аллахом, богами) не воспринимал саму философскую основу учения Будды -- а в тех условиях и воспринять не мог. В условиях Руси-Ордуси шансов у буддизма не было вообще - либо он быстро выродился бы в нечто совершенно невообразимое. Для сравнения - восточный вариант христианства, давший Египту целые поколения монахов-отшельников (Фиваида), на Руси породил таких деятелей, как Стефан Пермский и Нил Сорский, а монастырская колонизация стала фактором расширения государства. Так что буддийский храм в Александрии должен был выглядеть несколько непривычно, а встреча героя романа с отцом-настоятелем мало бы отличалась от встречи сегодняшнего опера с православным священником. Дух (ментальность, характер) народа всегда оказывается сильнее любых догм, и религии, дабы выжить, вынуждены приспосабливаться. Обратного пока не замечено. Итак, лик буддизма в Ордуси должен иметь славянские скулы и татарский разрез глаз. И все равно, трудно верится, что за несколько веков государственного православия в русской части Ордуси и заметного исламского влияния в татарской, буддизм сумел бы "дотянуть" до ХХ века с его конфессиональными свободами.
Что касаемо чисто китайских традиций, то они тоже бы неузнаваемо изменились. Пример: право на Руси основывалось на византийский законах (Номоканон), но уже через пару веков оно настолько "обрусело", что стало полностью самостоятельным. Едва ли уцелела бы и китайская этика в чистом виде, столь часто смакуемая на страницах романа. Что соответствовало местным традициям (патернализм, уважение к старшим), приобрело бы вполне домотканый вид, а вот от "китайских церемоний" очень быстро не осталось бы и следа. Достаточно вспомнить китайских студентов, обучавшихся в СССР. К пятому курсу из них выветривался не только Конфуций с его восьмью рядами танцоров, но и многие чисто бытовые привычки.
Конечно, "китайщина" нужна автору для антуража, а порою - и для создания юмористического эффекта. Одна сцена пития пива китайской принцессой дорогого стоит! Но... Хотел ли ван Зайчик, не хотел, но общее впечатление от китаизированной Ордуси все же страшноватое. То, что смотрелось бы более чем в естественно в книге о Китае, в "альтернативной" Руси-Ордуси выглядит мертвящим и чужеродным. Простой "ордусский мужик" (по выражению героя романа) соблюдающий все тонкости ритуала чужой цивилизации и даже рассуждающий в древнекитайском духе, кажется чем-то средним между марионеткой и жертвой лоботомии. Трудно сказать, рассчитывал ли живущий в далеком Китае ван Зайчик именно на такой эффект.

Век тому отцы геополитики пытались понять, что случится, ежели некая держава сумеет овладеть всем "хартлендом" или хотя бы немалой его частью. Под упомянутым "хартлендом" разумелась все та же Евразия, считавшаяся, и вполне справедливо, плацдармом для установления мирового господства. Благодаря советско-китайскому писателю ван Зайчику мы теперь твердо знаем, что будет в этом гипотетическом случае. А будет - Ордусь.
И действительно! Ордусь, насколько можно понять из текста романа и некоторых намеков, - это СССР, Китай, Монголия, часть Индокитая и, вероятно, Иран. Вот он, вожделенный "хартленд"! Ежели исходить из современного положения, население сверхдержавы должно быть не менее миллиарда с третью, промышленный потенциал -- как минимум второй в мире (Ордусь - космическая держава), о ресурсах и говорить нечего. На самом же деле Ордусь стала бы значительно сильнее, чем простое сложение вышеупомянутых стран. И вот почему.
Ордусь сложилась, очевидно, не позднее XVII-XVIII веков. В этом случае она неизбежно стала бы гегемоном всего Старого света. Конечно, и в данном альтернативном варианте возможен орывок стран "первого эшелона"- Великобритании, ее доминионов, Франции, Голландии - захват ими заморских колоний, промышленная революция и распространение идей Просвещения и либерализма.
Но! Но почти наверняка Германские государства так и не смогли объединиться, ибо любая сверхдержава на Востоке не позволила бы сие, если у нее хватило бы сил. А силы Ордуси по сравнению с реальными возможностями европейских государств в XIX веке должны быть неизмеримо большими. Скорее всего, не объединилась бы Италия, кроме того турецкий фактор играл бы куда меньшую роль, чем в действительности. Значит, история Центральной и Восточной Европы пошла совсем другим путем. Почти наверняка не было бы двух мировых войн ХХ века. В этом случае население только России (если взять прогноз Менделеева столетней давности) было бы под 300 миллионов, не был бы выбит генофонд, искалечена ментальность. То же и с Китаем - никаких маньчжурских завоевателей, секторов раздела, гражданских войн, "культурной революции". Само собой, колониальная экспансия европейских стран в Азии была бы более ограниченной. Едва ли британцам позволили бы завоевать Индию, Цейлон и Бирму, учитывая, что моголы, правившие на Индостане, - выходцы из Средней Азии, а значит Ордусь неизбежно вмешалась бы в ход событий.
Эти скучные размышления необходимы для простой констатации: Ордусь, в том виде, как она представлена на страницах романа - мировой гегемон. Конечно, возможен вариант, и он просматривается в романе, что "западные варвары"несколько опережают Ордусь в области высоких технологий. Но на пути западного превосходства в этом случае стоял бы мощный барьер - недостаток ресурсов. А западная агрессия в Ордуси маловероятна в силу явного неравенства сил. Остается только удивляться миролюбию потомков Чингисхана, поленившихся присоединить за эти несколько веков оставшиеся огрызки Европы и Азии. Достаточно представить себе, как, скажем, в XVIII веке миллионная (десятимиллионная?) армия переходит ордусско-западноевропейский кордон. Какой бы Евгений Савойский этому помешал? Случай с Японией еще более удивителен. В позднее Средневековье японские князья сделали прибрежное пиратство в водах Кореи и Китая национальным видом спорта. Долго бы Ордусь сие терпела? Достаточно было построить пару сотен корейских "черепах"и "божественный ветер"мог бы отдыхать несколько столетий.
Однако, судя по тексту романа, западноевропейские государства (и Запад в целом) существуют вполне на равных с Ордусью. Такое было бы возможно только в одном случае: континентальной Ордуси, "хартленду", противостоит могучий "римленд", морская сверхдержава, остановившая экспансию Ордуси в Европе и не пускающая ее в океаны. Место такой державы - конечно же Американский континент. Итак, в романе ван Зайчика представлена классическая геополитическая модель - рыхловатый традиционистский "хартленд"против высокотехнологического "римленда".
Именно в этом контексте следует рассматривать образ "жадного варвара", в честь которого и назван роман.

Альтернативность в развитии отношений Ордусь-Западная Европа следует отсчитывать где-то с конца XV века, не раньше. В романе упомянута Казань, значит в XV веке все еще было, как и в реальной истории - распад Золотой Орды, грызня улусов за право вновь объединить наследство Чингиза. Скажем, Русь и Казань сумели договориться как раз в конце этого века. Еще лет пятьдесят (сто?) ушло на воссоединение и присоединение улусов. Значит, в Европе все шло своим путем - за единым исключением: турецкая угроза была заметно меньше, ибо где-то с XVI века над Оттоманской Портой с севера и востока стала нависать объединенная Ордусь.
Таким образом, Колумбу пришлось открывать Америку, а Васко де Гаме - путь в Индию. Начали расти первые колониальные империи, Лютер провозгласил Реформацию, молодая и хищная Британия сцепилась с победоносной Испанией, а на Балтике начиналась эпоха шведской гегемонии.
Но! Но даже в этой знакомой картине есть некий новый нюанс. Следует вспомнить, что северо-восточная Русь вошла в состав объединенной Ордуси уже со сложившимся историческим
багажом. Весомая часть этого багажа (обратного в романе не сказано) - идея господства над ВСЕЙ Русью. В нашей реальности сие впервые провозгласил Симеон Гордый. Едва ли его аналог в альтернативном варианте провозгласил бы нечто иное. Между прочим, один из возможных стимулов вхождения в Ордусь - желание реализовать эту задачу. Братство - братством, Яса - Ясой, а реальная политика никуда не девается. Следует также вспомнить, что в романе всячески подчеркивается уважение центральной власти Ордуси к правам и потребностям улусов. А разве возвращение Смоленска и Киева - не менее важная задача, чем возвращение похищенного креста с
чьим-то вмонтированным зубом?
Итак, с XVI века объединенная Ордусь и ее русский улус неизбежно сталкиваются с государствами Центральной Европы - прежде всего с Литвой. Великое княжество в эти годы сцепилось с Портой. Остальное понятно - с целью защиты православного населения Литвы от посягательств захватчиков-турок начинается присоединение наследия Киевской Руси. Никакое миролюбие, даже по-китайски, этот процесс бы не остановило, хотя бы потому, что именно в это время все еще сильная украинская и белорусская знать, особенно первая, искала защитника от тех же турок. В реальной истории Москва была слишком далеко и сил у нее не хватало. А вот для могучей Ордуси эта задача была вполне по силам. И по потребностям - ибо Ордусь имела свои интересы в Иране, значит эвентуальный конфликт с Турцией был уже налицо.
Результат: Литва быстро теряет русские земли. Возможно, часть из них на какое-то время отходит к Турции (поделили?), отсюда и гипотетические мусульмане в Украине. Но поглощение Литвы сталкивает Ордусь с Польшей. Вот тут возможна и временная остановка где-то на линии Керзона, ибо Ордуси на некоторое время могло быть и не до "латинов". Но ситуация уже изменилась. Речь Посполитая не возникла, и гегемоном в центральной Европе стала именно Ордусь. Значит, именно она взяла бы под покровительство распадавшийся Ливонский орден, с чем вступила бы в конфликт со Швецией и Данией. Вариант - Ливонию Ордусь прохлопала, значит конфликт стал бы еще более острым.
В тридцатилетней войне Ордусь едва ли участвовала, но само ее присутствие в Европе сделал бы эту войну не такой ожесточенной. Разве позволила бы великая держава всяким варварам резвиться возле ее границ? Но и в этом случае Ордусь получила бы усиление своего балтийского врага - Швеции. И даже если бы Швецию в этом варианте придавили, то за гегемонию на море стала бы воевать Дания.
Вывод: конфликт конца XVII - начала XVIII века на Балтике был бы неизбежен. Разве русский улус позволил бы, чтобы Александрия на Неве стояла бы на шведском (датском) озере? Значит, Северная война (войны) все равно бы состоялась. А в этом случае Ордусь вынуждена была бы налаживать отношения с "морскими державами" - Англией и Голландией. Все! Ордусь в "европейском концерте" - и прощай изоляционизм. Попав в Прибалтику, Ордуси пришлось бы заняться германскими и польскими делами - и все пошло бы, как при Романовых. Только Ордусь вела бы себя куда более уверенно, о чем уже говорилось выше.
А между тем, китайско-русско-татарские сборщики ясака уже идут сквозь Сибирь к Тихому океану. Ледокольные джонки пристают к берегам Аляски, а чуть позже - Калифорнии. Возникает Ордусская Америка...
...В реальной истории китайские джонки чуток пораньше достигали Африки, так что и сие вполне реально.
Таким образом, мир к моменту появления США несколько бы отличался от реального. Британия была бы слабее, ибо на Индостане удержаться бы ей не удалось. А вот у США шансы были бы очень неплохие. Британия слабее - значит, наглые янки вполне могли бы достаточно быстро присоединить Канаду и всю Мексику. А чуть дальше - почти беззащитная Латинская Америка...
Интересно, что вышло бы в этой реальности у Наполеона? Как бы Британскому Льву туго не пришлось! Но будем считать, что благотворное влияние Ордуси сказалось и тут. Злодеям-якобинцам разъяснили, что претензии на восемь рядов танцоров - это нарушение равновесия между Небом и Землей. Робеспьер заключил с соседями мир, а Буанопарте с горя завербовался в турецкую армию и стал беем Египта.
Итак, уже в середине XIX века мы видим могучую Ордусь в известных уже границах (по линии Керзона), служащую гарантом для соседей (Польши, Германских государств). Возможен вялотекущий конфликт на Балканах и Дунае с Австрией и Турцией, но не чрезмерный - из-за миролюбивой политики Ханбалыка. А вот за океаном растет ССША (Сверх-Соединенные Штаты Америки). Между прочим, ССША имеют явный рабовладельческий крен, ибо теперь южных штатов больше, и они сильнее. Впрочем, это не мешает промышленному развитию. Напротив, эмиграция из Европы теперь даже больше, чем в нашем варианте, ибо у Британии, да и у прочих, куда более скудный колониальный ресурс, а тут такие возможности - рынок всей Америки! сырье! смуглянки-мексиканки!
Значит, где-то в 40-е годы XIX века (а то и чуток раньше) наглые янки, выбравшись к Тихому океану, с интересом увидели бы горизонт, полный линейных джонок и паровых кобуксонов - и семихвостый бунчук над фортом Свято-Голливудск. И вот именно тогда предок Жадного Варвара достал бы кольт первой модели и задумчиво почесал стволом лысину на затылке. "Бойз! - сказал бы он, - Ай си, зэт эти наглые рашен-китаеза не уважайт наш амэрикэн учреждения!"
...Через десять лет военный бюджет ССША увеличился бы в десять раз. В 1853 году Белый Флот ССША совершил бы первое демонстративное плавание к берегам Калифорнии. А в Европе американская дипломатия начала пробный демарш по поводу защиты Турции от ордусской экспансии...

Осень 1860-го года выдалась в ССША бурной и одновременно тоскливой. Уже было ясно, что выборах победит выскочка и парвеню из республиканской партии Авраам Линкольн. Не дожидаясь его победы, представители южных штатов (Южной Каролины, Миссисипи, Флориды, Алабамы, а также свободной территории Мексика и Гватемала) приняли решение о немедленной сецессии и образовании Конфедерации Южных Штатов. На фоне этой угрозы стали высовывать головы всяческие авантюристы, обещавшие примирить всех в обмен на кресло в Овальном кабинете. Некий Мак-Клелан, офицер-неудачник, зато горластый демагог, выступил с широковещательной программой под названием "Вирджинский компромисс". Суть его состояла в том, что Север в обмен на неприкосновенность рабства на Юге получает полную свободу и кредиты для развития мореплавания и активной внешней политики на Тихом и Атлантическом океанах с перспективной целью - открыть порты Ордуси для американской торговли. Южные же штаты согласятся В ПРИНЦИПЕ отменить рабство на протяжении следующих 50 лет. Идея понравилась, зато не понравился сам Мак-Клелан, которого его последователи уже называли Маленьким Наполеоном. В Монтгомери, штат Алабама, собрался конвент южных штатов, где было принято решение согласиться с Вирджинским компромиссом, но не доверять его всяким "Наполеонам". В штат Иллинойс к Линкольну была послана делегация во главе с либеральными политиками, противниками рабства и сецессии (но, одновременно - истыми южными джентльменами) Джефферсоном Дэвисом и Робертом Ли.
Результат оказался неожиданным, но одновременно весьма логичным. Президентом ССША был избран Роберт Ли. Линкольн стал госсекретарем с тайным обещанием поддержать его на выборах президента в 1868 году, а Дэвис получил пост министра обороны. Тогда же были приняты важнейшие решения, тут же зафиксированные в поправках к Конституции 1787 года. ССША признавались единой и неделимой федерацией. Образовывались несколько новых штатов из числа южных территорий. Одновременно было принято решение об образовании нескольких "свободно присоединившихся государств" в Южной Америке и Африке. Именно туда должны быть переселены освобожденные негры. Рабство было решено ликвидировать к 1910 году с тем, что все, рожденные на территории страны с 1 января 1861 года считались свободными. Негры гражданства и прочих прав не получали, но могли и получить, если бы согласились переселиться в Южную Америку или Африку без права возвращения в метрополию.
Гражданская война не состоялась. Север получил огромные кредиты для развития торговли и мореплавания. Уже через четыре года ССША сумела выдавить колонистов из Ордуси с территории Калифорнии. Через двадцать лет настала очередь Аляски. Дело застопорилось из-за сопротивления южан (престарелый Ли не понимал, зачем Штатам этот "ящик со льдом"?). Однако новый президент Грант оказался решителен, и Аляску удалось купить. Ордусь удержала лишь Алеутские острова. В Европе под патронатом США был создан политический союз, который по предложению французов назвали "Антанта". Сфера его влияние распространялась до Эльбы. Эта граница была предложена богатейшим промышленником и меценатом Фридрихом Энгельсом, который стал одним из крестных отцов нового союза. Он считал, что именно по Эльбе должна проходить граница между "цивилизацией" и "варварством". Он также призывал к подготовке войны с Ордусью ради освобождения Польши, но это предложение никто не принял всерьез, поскольку ни в одном справочнике термин "Польша" не значился.
Мировых войн не было. Незначительные кризисы на Балканах решались мирным путем, зато ССША и их союзники по Антанте за несколько десятилетий сумели завоевать Мировой Океан, колонизировать Африку и Океанию, а также правдами и неправдами проникнуть на рынки Японии и других азиатских стран. Ордусь не очень сопротивлялась, ибо уже стала заметно отставать в технологии, а также нуждаться в свободных капиталах. Правда, в 1914-м году какой-то фанатик убил наследника австрийского престола, что едва не привело к войне, но положение было исправлено решительным заявлением Ордуси и одновременно - отсутствием союзников у Австрии, ибо мелкие германские государства всерьез помочь не могли, Пруссия давно была под протекторатом Ордуси, а Бавария - Франции. По этому поводу в столице Баварии Мюнхене был установлен монумент Вечного Мира. К удивлению знатоков, конкурс на его сооружение выиграл никому не известный австрийский художник Адольф Шикльгрубер.
В начале 20-х годов ХХ века Ордусь предоставила первые концессии "западным варварам". К этому времени Запад, называющий себя теперь Свободным Миром, а также Объединенными Нациями, привык относиться к Ордуси с некоторой снисходительностью. Правозащитное движение, вдохновляемое франкмасонами, неоднократно поднимало вопрос о "правах человека" в Ордуси. В ответ из Ханбалыка приходил запрос, о каком именно человеке идет речь, с тем, чтобы выделить оному страдальцу соответствующее количество метров бумажных денег. Нарываясь на скандал, масоны уговорили Нобелевский комитет наградить премией Мира далай-ламу, на что последовал ответ, что оный далай-лама достаточно обеспечен и не нуждается в столь мелочных подачках.
Истинным шоком стали для Запада первые полеты в космос, осуществленные Ордусью с космодрома Челкель в Западном Китае. По миру тут же прошел анекдот, что первый спутник, названный "Величайший поход", был запущен с помощью гигантской рогатки. Но затем последовал первый пилотируемый полет, и Объединенные Нации прикусили языки. На тайном совещании Всемирной Масонерии была принята новая стратегия, названная "Филипп". Имелся в виду Филипп Македонский, когда-то заявивший, что осел, груженный золотом, возьмет любой город. Через некоторое время президент ССША Джон Кеннеди предложил Ордуси программу "Великое партнерство". Ордуси обещали кредиты и высокие технологии в обмен на "открытость" в гуманитарных вопросах. Среди тех, кто был готов вложить немалые деньги в развитие обрабатывающей промышленности Ордуси был известный строитель финансовых пирамид, глава концерна "Aмамам" Хаммер Цорес-старший. Его сын, балбес и любитель бейсбола, Хаммер Цорес-младший, съездив с ознакомительным визитом в Ордусь, вернулся с неожиданной складкой на лбу и заявил отцу: "Пап! Дело есть вери трудный, но баксы стронге, чем их Конфуций. Ай не буду эм, иф зэт рашен-китаеза не продадут мне в конце концов все, даже свою Декларашен оф Независимость! Вот тогда мэй и посылать наш нэви котик ту ихняя Александрия-сити." "Зей не иметь Декларашен, май фулиш выродок-сан! - ответствовал отец. - Но синк вери хороший." Он закинул ноги в грязных ковбойских сапогах на стол, достал из-под пепельницы секретный альбом, присланный из Лэнгли, открыл на нужной странице: "Лук, кид! Это есть ихний конститушен, нэймд Яса..."

Конечно, истинная история Мира Ордуси могла быть немного иной - или даже очень иной. Однако, очевиден результат. Поединок между "варварским" миром Запада и традиционистской Ордусью в разгаре. Каков же его промежуточный итог, ежели судить по первому роману цикла?
Итог этот неоднозначен. С точки зрения Ордуси Запад в лице Жадного Варвара потерпел поражение, ибо молитва главы государства, поддержанная народной волей (хорошо, что не "Народной Волей"!) способна розорить посягнувшего на "Ясу" "миллионщика." Оставшийся без своих концессий Варвар отправится в ночлежку, а "Яса", купленная на "Сотби", вернется, куда следует, чем уравновесятся, наконец, Небо и Земля. Но это, конечно, с точки зрения Ордуси.
Вот тут и проходит грань между западным и восточным пониманием - и жизни, и политики. Ибо Запад тоже вправе считать, что одержана серьезная победа - даже две.
Прежде всего, Всемирная Масонерия убедилась, что в Ордуси есть те, кто способен продать национальное достояние за пригоршню долларов. Пусть сегодня это "всего лишь" старый свиток. Хотя - как сказать, современные американцы, при всем их цинизме, сошли бы с ума, узнай что кто-то и в самом деле пустил налево подлинник Декларации Независимости или отправил в цветной лом Колокол Свободы. Для того, чтобы взять крепость, необязательно подкупать весь гарнизон, достаточно перевербовать караульщика у ворот. Первая стадия операции "Филипп" показала: многолетнее сотрудничество Запада и Ордуси привело к тому, что такие люди в стране ордусской ЕСТЬ.
Интересно, когда из генштаба Ордуси исчезнет мобилизационный план, его тоже станут выкупать на аукционе?
Конечно, такие низкие рассуждения большей части высокоморальных и высокоинтеллекуальных ордусцев неинтересны. Вероятно, и самому Ван Зайчику они приходили в голову разве что случайно. Но в том-то и сила Запада! Лет сто назад во время Боксерской войны реальные китайцы презрительно косились на "заморских чертей", не понимающих истинной гармонии - а те выкатывали пулеметы "Максим" и прочищали себе дорогу во всякие Запретные Города. Своеобразным символом столкновения мудрствующих и действующих были часто повторявшиеся эпизоды: учителя китайских школ, столетиями оттачивавших в своих Шаолинях приемы истинной борьбы (левая пятка, параллельная земле, обозначает пятый ярус Небесного Совершенства...), возглавляли атаки на цепи "варваров" с винтовками Мосина и Нагана, а те спокойно передергивали затворы.
Впрочем, будем надеяться, что компетентные органы Ордуси изучали не только Конфуция, а посему извлекли нужный урок из случившегося. Но есть второй аспект, непонятный не только ордусскому императору, но и, возможно, тибетскому мечтателю Ван Зайчику.
Император Ордуси победил Варвара истинно по-восточному, применив принцип дзюдо - поддаться, чтобы распрямиться с тройной силой. Но в том-то и дело, что "заморские черти" уже много веков живут в мире совершенно иных традиций. Одну из таких традиций сформулировал еще Людовик XIII: "Король не занимается интригами". Глава "варварского" государства НЕ МОЖЕТ поступить по-ордусски, ибо потеряет лицо. Представим, что английская королева узнала, что банда "новых русских" (украинцев, бурятов) желает прикупить подлинник Великой Хартии. Согласилась бы она временно уступить пергамент, чтобы в последующем наказать злодеев? Поддержали бы ее гордые британцы?
Итак, с точки зрения Запада Ордусь показала свою СЛАБОСТЬ. Вот если отставного бейсболиста Цореса кинули бы в бочку с голодными крысами!... Взгляд, конечно, очень варварский, но что поделать? Запад есть Запад, Восток - есть Восток, и не встретиться им никогда. А если уж встретятся, то "варварский" активизм как правило всегда оказывается сильнее восточной мудрости.
Сильнее - не значит лучше. Сильнее - не значит мудрее. Сильнее - не значит справедливее.
Но - сильнее!
Чтож, впереди новые книги про загадочный мир Ордуси. Герои будут попивать люй-чай и восхищаться прекрасными, словно цветок лотоса, принцессами, ощущая собственное совершенство на фоне гнусного, растленного, бездуховного Запада. Их право, конечно. А между тем растленные и бездуховные переходят к следующему этапу операции "Филипп".
...Прекрасная шпионка под видом исследовательницы, приезжает в Ордусь и быстро, легким касанием, становится своей в семье одного из ответственных работников органов внутренних дел. Он бы, конечно, не прохлопал ушами, но в эти дни Луна была в полнолунии, а значит следовало сосредоточится, сеть на берегу ночного пруда и прочесть стихи Ду Фу...

© А. Валентинов, 2001 © И. Алимов, дизайн, разработка, 2004