На первую страницу сайта

навигация
статьи

Хроника научной жизниИздательствоКнижные серииВнесерийные изданияПериодические изданияНаши партнерыКак заказать наши книгиСтатьи, переводы, библиографияСтатьиПереводыБиблиографияPersonaliaНаши проектыСанкт-Петербургский книжный центрКнига гостейПолезные ссылки

 

     
 

Е. И. Кычанов
ЧИНГИС-ХАН

 
     
  В давнем споре — эпоха ли создает личности или личности формируют эпоху, нет пока ни победителей, ни побежденных.
Эпоха, несомненно, сыграла огромную роль в формировании личности Темучжина, будущего Чингис-хана. Источники расходятся в указании даты его рождения: персидский историк Рашид-ад-дин указывает 1155 г., официальная история династии Юань, эпохи монгольского правления в Китае — 1162 г. В любом случае это было время, когда первое еще дочингисовское государство монголов, именовавшееся Хамаг Монгол Улус (Улус всех монголов), возглавлявшееся кланом, к которому принадлежал и отец Темучжина Есугай, распалось из-за войн с татарами.
Важнейшим событием предшествовавших рождению Темучжина двух веков истории Центральной Азии (в данном случае территории современной МНР) явилась монголизация этого региона. После сюнну (гуннов), чьл государство (II в. до н. э.—II в. н. э.) было многоплеменным и чья языковая и этническая принадлежность достоверно не ясна, в сердце Азии, на просторах от Большого Хингана до Алтая, господствовали сяньби и жуаньжуани (III—V вв.), этнолингвистическая принадлежность которых столь же неопределенна. VI в. ознаменовался утверждением в Центральной Азии власти древних тюрков, которая длилась до X в. Собственно монголы в это время живут в стране Эргунэ-Кун, между озером Далай-Нор и Большим Хинганом, к востоку от р. Аргунь и югу от верхнего течения Амура, в северо-западном углу Маньчжурии. Они часть племен, известных из китайских источников как шивэй. От наименования этих племен (шибир) производят современное Сибирь. К югу от шивэй жили кумоси (си) и кидань (китай). В конце IX—начале X в. кидани нанесли ряд жестоких поражений шивэй и си и создали в юго-западном углу Маньчжурии свое государство Кидань (позже именовалось Ляо). Очевидно где-то в это время в Русской Земле районы Центральной Азии и Северного Китая становятся известными под именем Кидань (Китай), отсюда происходит наше современное наименование страны Китай.
Войны киданей и шивэй вынудили часть шивэй, включая древних монголов, передвигаться на запад, на территорию нынешней Монголии. Позже гонители шивэй кидани сами и создали благоприятные условия для такого продвижения, завоевав в первой половине X в. территорию Монголии и положив конец господству там енисейских кыргызов, предков хакасов и нынешних киргизов. Кидани, сами являвшиеся народом, говорившим на одном из монгольских языков, способствовали утверждению монголоязычных племен на территории Монголии и постепенному вытеснению оттуда или ассимиляции тюркоязычных. Возможно, эти процессы (немирный и мирный) не были завершены окончательно и при жизни Темучжина, ибо современные исследователи не единодушны в определении этнической и языковой принадлежности таких могущественных соперников Темучжина, как кереиты, найманы и даже татары — самый сильный народ региона в XI—XII вв. Под общим наименованием "татары" многоплеменное население Монголии, включая и монголов, было известно китайцам, чжурчжэням, тангутам и западным тюркоязычным соседям.
Татары — главные враги монголов всей первой половины жизни Темучжина. Суровое отрочество и юность наложили тяжкий отпечаток на характер Темучжина, закалили его и сделали жестоким на всю жизнь. Отец Темучжина Есугай, принадлежавший к роду "природных ханов" Борджигин, сам хаганом не был, но он имел свой улус (владение) и титул багатур (отсюда наше слово богатырь). Темучжин родился в тот день, когда его отец возвратился из похода на татар. Среди пленных был знатный человек, умелый воин Темучжин-Угэ. Его именем и нарекли Темучжина, полагая, что вместе с именем к мальчику перейдут сила и удаль пленного татарина. По преданию, Темучжин родился со сгустком крови в руке. Было ли это в действительности или в середине XIII в., когда писалась "Тайная история" монголов (в русском переводе "Сокровенное сказание"), летописец самолично приписал рождению будущего Чингис-хана такое предзнаменование, сказать трудно. Перед нами достаточно распространенный фольклорный сюжет, согласно которому рождение мальчика со сгустком крови в руке предвещало появление безжалостного завоевателя.
В восемь лет Темучжин был сосватан за Борте, девочку из монгольского унгиратского племени, которая была на год старше его, и по старинному обычаю отдан пожить в юрту будущей жены. Отец сам отвез сына к унгиратскому Дай-сечену. На обратном пути, по преданию, встретил он пирующих татар. То ли сам Есугай решился разделить с татарами пиршество, то ли его и его людей (вряд ли он был один) вежливо принудили к этому, но только после татарского угощения он почувствовал себя плохо и, едва добравшись до родной юрты, скончался (1163 г.). Темучжина вернули к матери. А люди, группировавшиеся вокруг богатура Есугая, покинули его семью. Мать Темучжина Оэлун осталась с пятью детьми. У второй жены Есугая было два сына. С небольшим количеством скота и горсткой людей семья Есугая была оставлена практически на произвол судьбы в стране, где властвовали крупные и мелкие кочевые владетели, постоянно враждовавшие между собой. Правда, думается, что семью оберегали ее принадлежность к ханскому клану и то, что монголы-тайчиуты, фактически разорившие улус Есугая, следили за семьей и в особенности за сыновьями своего бывшего сюзерена. Чтобы подчеркнуть тяжелую жизнь Темучжина в годы его молодости, автор "Тайной истории", возможно, умышленно драматизирует ситуацию, в которой оказалась семья Есугая. Оэлун, по его словам, "бегала" вверх и вниз по реке Онону, собирая дикий чеснок, черемуху, выкапывая съедобные коренья, только чтобы хоть как-то прокормить семью. Жила же она одной мыслью — поднять сыновей, отомстить тайчиутам и татарам, возродить величие корня Есугаева. Ее старшие сыновья Темучжин и Хасар не ладили со сводными братьями Бектером и Бельгутаем. Особенно непримиримой оказалась вражда Темучжина и Бектера, основных соперников, претендентов на титул отца. Очередная ссора братьев от разных жен Есугая, вспыхнувшая во время рыбалки на Ононе, окончилась трагически. Темучжин и Хасар убили Бектера, запятнав себя кровью своего брата. Так еще в ранней юности Темучжин дал понять, что он не остановится ни перед чем в борьбе за свое право на власть.
Однако не дремали и его враги. Правитель тайчиутов Таргутай-Кирилтух, глаз не спускавший с юного Темучжина, решил воспользоваться случаем и избавиться от него. По неясным причинам (знатность происхождения и т. п.) он не мог казнить его, но имел законное право наказать. Что и сделал, подвергнув Темучжина аресту и надев на него кангу — деревянную тяжелую шейную колодку, которая лишала человека обычной подвижности, причиняла ему своей тяжестью постоянные страдания, а в тех случаях, когда была слишком большой, не позволяла ему даже самостоятельно есть, ибо колодник не мог дотянуться рукой до рта. В степи не было тюрем и колодника передавали из одной юрты в другую.
Темучжин выделялся своей внешностью. В массе низкорослых монголов он отличался своим ростом. Кроме того, был рыжеволос и светлоглаз (источники пишут о голубых и зеленых, кошачьих глазах). Рыжие волосы и светлые глаза считались характерным признаком рода Борджигин, к которому принадлежал Темучжин. Унаследованы они были от трех сыновей прародительницы Алан-Гоа, трижды зачавшей от луча лунного света, проникавшего внутрь юрты через дымовое отверстие и затем входившего в ее вдовье чрево. Известно, что Темучжин был красноречив и с юных лет отличался способностью убеждать, знал родословные, изречения, поучения-билики, обычаи. Когда его поместили в семью Сорган-Шира, он заметил, что члены этой семьи относятся к нему лучше, чем в других семьях. А члены семьи Сорган-Шира, по преданию, также обнаружили, что колодник — человек незаурядный и отмечен Небесной благодатью. Общие симпатии привели к тому, что, воспользовавшись большим тайчиутским празднеством, Темучжин бежал.
Как долго он был в тайчиутском заточении — неизвестно. Неизвестно и то, почему тайчиуты не смогли вернуть его в свои кочевья. "Тайная история" далее повествует уже о Темучжине — молодом сильном мужчине, личные качества которого все больше привлекают к нему монгольскую молодежь, озабоченную возрождением былой славы монголов и желающую в поисках славы и богатства сплотиться в отряд степных удальцов. Так у Темучжина появляются первые нукеры —друзья-дружинники. Темучжин женится на невесте далеких детских лет Борте и проявляет первую политическую активность. Его действия свидетельствуют о том, что он уже превосходно разбирается в обстановке, сложившейся в последней четверти XII в. в монгольской степи. Взяв у матери очевидно дорогой подарок Борте свекрови — доху черного соболя, он отправляет послов к хагану кереитов Тоорилу, в прошлом анда (побратиму) отца Темучжина. Тоорил оценил этот жест, он признал Темучжина своим "сыном" и пообещал вернуть ему тех людей, которые ушли от Есугая — "собрать рассеянный улус". Признание Тоорилом Темучжина "сыном" означало, что Тоорил становился "отцом", а это была форма закрепления межулусных отношений. Темучжин признавал Тоорила своим сюзереном, а себя его вассалом, зависимым от Тоорила правителем. Тоорил рассчитывал, что часть монголов, которая пойдет за Темучжином, станет не враждебной в отношении кереитов. Другой молодой и привлекавший внимание разрозненных монголов представитель ханского монгольского рода Чжамуха в это время считал себя "младшим братом" кереитского Тоорил-хагана. За Чжамухой шла большая часть монголов. В детстве Чжамуха и Темучжин были побратимами, вместе играли в бабки на льду Онона. Теперь на глазах всех монголов и других народов они превращались в соперников в борьбе за власть над всеми монголами. В недавнем прошлом такие выдающиеся ученые, как академики В. В. Бартольд и Б. Я. Владимирцов, полагали Темучжина "демократом", а Чжамуху — выразителем интересов старой "степной аристократии". Л. Н. Гумилев с присущей этому ученому неординарностью суждений считал Чжамуху "тайным агентом" Темучжина в стане врагов, противников объединения монголов и Монголии под властью Темучжина. Все эти предположения неоправданны.
Первыми, кому не понравился новый союз монголов и кереитов, были меркиты, обитавшие по реке Селенге. В 1178 г. они напали на нунтук (орду) Темучжина, выставив в качестве предлога давнюю обиду —Есугай силой отобрал мать Темучжина Оэлун у знатного меркита Чиледу. Темучжин едва спасся от меркитов бегством, и, когда погоня отстала, искренне признался: "Великий ужас я испытал!" Меркиты забрали Борте, жену Темучжина, и отдали ее младшему брату Чиледу —Чильчиру. Темучжин кинулся на помощь к своим союзникам —кереитскому Тоорил-хагану и побратиму Чжамухе. Неясно, сколько конников было у самого Темучжина, но Тоорил-хаган и Чжамуха выставили по двадцать тысяч всадников. Меркиты были разбиты. Темучжин освободил жену. В суматохе ночного боя он громко звал ее: "Борте, Борте!" Борте услышала зов мужа, "схватилась за поводья Темучжинова коня. Узнали они друг друга и обнялись". Радость встречи, как ни странно, была омрачена рождением первенца Темучжина и Борте —Чжочи. Неясно, какой точно срок находилась Борте в меркитском плену. Но это, очевидно, был такой срок, что Чжочи можно было счесть как сыном Темучжина, так и сыном меркита Чильчира. Кажется, тайные мысли о том, что Чжочи, возможно, не его сын, всю жизнь преследовали Темучжина.
После победы над меркитами Темучжин, Чжамуха и поддерживающие их монголы решили жить вместе. Длилось это совместное житье-бытье полтора года, после чего побратимы решили разойтись. Эти полтора года абсолютно темный и необычайно важный период в биографии Темучжина. Темучжин без боя выиграл сражение за "свой улус". Когда побратимы разъехались, за Темучжином ушло больше монголов, чем он ранее привел с собой, а знатные монголы из рода Борджигин предложили избрать его ханом. Представители ханского рода богатые и знатные монголы — нойоны, дружинники-нукеры избрали Темучжина своим ханом, заключив с ним по обычаю уговор. Хан — воин-предводитель и его подданные обещали в боях с врагами быть в первых рядах и отдавать уму лучшую часть добычи: полонянок "девиц, жен" и "добрых коней". Люди хана обещали также, что станут первыми в облавных охотах и будут отдавать ему "половину пойманных зверей". Если же кто-то из них не послушается приказа хана, то хан волен "отнять [у виновных] жен и имущество и покинуть [их] в безлюдных пустынях". Темучжин впервые стал ханом в 1180 г. в возрасте 25 лет. Он получил титул Чингис-хан. Не вдаваясь в детали, заметим, что точный смысл этого титула до сих пор неясен. От Темучжина в будущем потребовалось еще двадцать пять лет, чтобы утвердиться в этом титуле.
Это была, вероятно, самая сложная, а для утверждения его во власти самая бурная треть его жизни. Монголия, раскинувшаяся от маньчжурской тайги до алтайской и от южных отрогов сибирской тайги до южных окраин пустыни Гоби, была разделена на добрый десяток улусов, только сравнительно крупных, которые уже не просто враждовали между собой и грабили друг друга, но и постепенно все больше втягивались в смертельную схватку за подчинение всей Монголии власти одного хана. Путь к объединению был обусловлен заключительной фазой монголизации Монголии, сложением единого татаро-монгольского этноса.
Внешний мир был почти безучастен к тому, что происходило в Монголии. Государство чжурчжэней Цзинь (1125—1234 гг.), "Алтын-ханов китадских" по монгольскому наименованию тех лет, беспокоилось о безопасности своих северо-западных границ. Главными врагами Цзинь являлись ближайшие соседи — татары, и чжурчжэни искали в Монголии союзников против татар, но в целом их отношение к Монголии было типичным для той эпохи отношением центра к варварской периферии, с которой иногда приходится считаться, но которой вряд ли стоит опасаться всерьез. Кроме того, чжурчжэни имели прямой доход от междоусобиц в Монголии, их пограничные рынки были полны приведенными из Монголии на продажу рабами. Многие семьи в Цзинь имели рабов из Монголии. Есть даже версия, что и Темучжин в юные годы побывал рабом в Цзинь. Чжурчжэньское господство в Цзинь ослабевало, ибо чжурчжэни с трудом противостояли ассимиляции их китайским этносом. Южный сосед Монголии — тангутское государство Великое Ся (982—1227 гг.) придерживалось в отношении монгольской степи политики изоляции и сдерживания. Тангутские власти не пускали кочевников из Монголии на свою территорию, запрещали продавать в Монголию рис, просо, прочие зерновые, керамические изделия (посуду), металл, оружие. Юго-западный сосед Монголии — государство кара-китаев (1137—1218 гг.), этнически разнородное, все более погружалось в пучину религиозной розни между правящим этносом, киданями-буддистами, и основной массой мусульманского населения. Западный сосед — государство хорезмшахов (1097—1231) было занято войнами с кара-китаями и местными владетелями в Северном Афганистане и Восточном Иране.
Первым, кто выступил с оружием в руках против Чингис-хана после избрания его ханом, был Чжамуха, что и естественно. Кажется (источники противоречивы), свое первое крупное сражение Чингис-хан проиграл. Его армия была разгромлена и обратилась в бегство. Пленные в назидание тем, кто принял сторону Темучжина, а не Чжамухи, были заживо сварены в 70 больших котлах. Это поражение открыло новый период трудностей. Рашид-ад-дин сообщает, что между 1187 и 1196 гг. Чингис-хан "испытал разного рода бедствия. Разные племена его неоднократно захватывали в плен, а он освобождался от их рук разного рода способами и средствами". Многие исследователи полагают, что одним из таких способов явились контакты с пограничной администрацией Цзинь.
В 1196 г. император Цзинь отправил армию в поход против татар. Союзниками Цзинь выступили кереиты (Тоорил-хаган) и Чингис-хан. "Татары, — объявил Чингис-хан, — наши старые враги. Они — губители наших дедов и отцов. Поэтому мы не можем не принять участия в этом кровопролитии!" В одном из урочищ на реке Улдзе татары были разгромлены союзными войсками. Чингис-хан за эту услугу получил от двора Цзинь чин джаутхури (кит. чжаотао, пограничный военачальник, часто интерпретируется как чин сотника). А Тоорил-хаган удостоился от чжурчжэней титула ван (князь). С этого момента в ряде источников он стал именоваться Ван-хан, соединением двух титулов, китайского и центральноазиатского. Поскольку кереиты, во всяком случае, их правящая верхушка, были христианами несторианского толка, этот титул и породил в XIII в. в Европе легенду о жившем в глубинах Азии христианском правителе пресвиторе Иоанне.
В 1198—1199 гг. объединенные силы Тоорил-хагана, Чжамухи и Чингис-хана нанесли поражение найманскому правителю Буйурк-хану, правившему найманами, тоже христианами, жившими в горной части Алтая. Когда победители возвращались обратно, путь им преградил один из найманских отрядов. Сражение ожидалось утром. Ночью, желая поставить Чингис-хана под удар, кереиты и Чжамуха тайно ушли. Но найманы, вместо того чтобы обрушиться на Чингис-хана, начали преследование кереитов. Они догнали кереитов и не только нанесли им поражение, но пленили сына Тоорил-хагана Сангума. Гонцы от Тоорил-хагана прискакали в ставку Чингис-хана. Тоорил-хаган прислал слова раскаяния и слезную мольбу о помощи.
Чингис-хан счел возможным простить вероломство Тоорил-хагана, быстро выступил на подмогу, и найманы были отбиты. В порыве благодарности престарелый Тоорил-хаган вторично "усыновил" Чингис-хана. Стороны решили скрепить союз подлинным родством — женить старшего сына Чингис-хана Чжочи на дочери Тоорил-хагана Чаурбеки. Намечавшийся новый союз испугал Чжамуху. В 1201 г. он собрал под свое крыло все силы, враждебные Тоорил-хагану, Чингис-хану и Таян-хану найманскому, брату потерпевшего поражение Буйурук-хана, довольного ослаблением брата-соперника. Чжамуха объявил себя верховным правителем с титулом гур-хан, означавшим "царь царей". Чингис-хан и Тоорил-хаган напали на тайчиутов. Тайчиутов поддержали меркиты. Союзники разделились, и кереиты выступили против меркитов, а Чингис-хан — против тайчиутов, прежней родни и врагов отроческих лет. Если не считать похода на меркитов, в бою с которыми Чингис-хан если и не участвовал, то в гуще ночного боя искал Борте, сражение с тайчиутами — единственное, в котором Чингис-хан, кажется, сражался лично. Такова была его ненависть к разрушителям отцовского улуса. До глубокой ночи длился бой, ни одна из сторон не брала верх. В бою Чингис-хан был ранен стрелой в шею. Ночью тайчиуты покинули поле боя. Чингис-хан, несмотря на ранение, организовал их преследование. "Перебил и пеплом развеял" он тайчиутов, "вплоть даже до детей и внуков их".
Оправившись от раны и отомстив за свои личные обиды, Чингис-хан принял решение окончательно разделаться с татарами, погубившими его отца. В 1202 г. неподалеку от озера Буир-Нор татары потерпели сокрушительное поражение. По версии "Тайной истории" было решено всех татар "предать мечу, равняя к концу тележной оси", т. е. убить всех мужчин и подростков, кто был ростом выше, чем ось у телеги. По сведениям Рашид-ад-дина, Чингис-хан "повелел произвести всеобщее избиение татар и ни одного не оставлять в живых ...чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, дабы совершенно их уничтожить". Независимо от того, были ли татары Восточной Монголии тюркоязычным или монголоязычным народом, они были истреблены. Их славное имя, под которым было в XII—начале XIII в. известно все население Монголии, в китайских источниках начала XIII в. стало сочетаться с наименованием монголов (мэн-да — "татаро-монголы") и вместе с татаро-монгольскими завоеваниями было принесено в Европу. Следует иметь в виду, что никакой прямой этнической связи между древними татарами и татарами современными нет. Это имя получило смешанное по своему этническому составу тюркоязычное население Золотой Орды.
С татарами было покончено. Готовилась свадьба Чжочи и Чаур-беки. Тоорил-хаган за это время не только передумал отдавать дочь за сына Чингис-хана, но и разработал план, как, пользуясь предстоящим сговором, убить своего "сына" и свата. Лишь случай спас Чингис-хана. Разговор о готовящемся предательстве подслушали двое слуг и упредили Чингис-хана в последний момент. Зная нравы степи, Чингис-хан не счел позором обратиться в бегство. Был момент, когда преследователи, люди Тоорил-хагана и Чжамухи, чуть не поймали его. Чингис все-таки ушел. Он собрал войска и стал готовиться к сражению. Ситуация была критической. Против Чингис-хана выступили не только кереиты, Чжамуха, но и часть тех монголов, которые шли за Чингис-ханом. Сражение Чингис-хан проиграл и с небольшим отрядом верных людей отступил к озеру Бальчжуна. Есть мнение, что это озеро Балезино в 50 км западнее г. Агинска в Читинской области. Чингис-хан вернулся к родным местам, ибо родился он в урочище Делюн-булдак в той же Читинской области, неподалеку от того места, где река Онон пересекает российско-монгольскую границу. Поражение было жестоким, и многие покинули его. Те же, что остались верными своему хану, позже получили почетную хвалу как люди, пившие вместе с Чингисом мутную воду из озера Бальчжуна. Говорят Чингис воздел руки к небу и сказал: "Если я окажусь способным завершить великое дело, я всегда разделю с этими людьми и сладкое и горькое. Если же я нарушу это слово, то пусть стану, как эта вода!"
Он начинает переговоры с победителями и одновременно собирает войска. Дальнейшее предельно кратко охарактеризовал сын Тоорил-хагана Сангум: "Если мы победим, то поглотим его, если он победит, то поглотит нас!" Тоорил-хаган, Чжамуха и Чингис-хан ненавидели друг друга, каждый жестко претендовал на единоличное лидерство в Монголии. Союз Тоорил-хагана и Чжамухи против Чингиса был непрочным и неискренним, как и союзы Чингис-хана с ними против иных противников. Чжамуха и Чингис-хан так и не смогли договориться о союзе против кереитов. Была еще одна сила. Часть знатных людей Монголии, которые не примыкали ни к одному из вышеназванных ханов, в 1203 г. решили создать свой союз, направленный прежде всего против Чингис-хана и Тоорил-хагана. Они якобы решили так: "Нападем врасплох на Ван-хана, сами станем государями и не присоединимся ни к Ван-хану, ни к Чингис-хану. И не будем на них обращать внимания!" Тоорил-хаган не замедлил предать разграблению новых союзников.
Он привез богатую добычу и беспечно пировал, когда Чингис-хан решил осуществить свой "блиц-криг" против кереитов. Чтобы усыпить внимание Тоорила, Чингис-хан послал к нему своего брата Хасара, который заявил, что бросает Чингиса и подчиняется кереитам. Коварство и внезапность удара оказались решающими. Лишь самому Тоорил-хагану и его сыну удалось прорваться сквозь кольцо воинов Чингиса. Победа увенчалась "истреблением кереитского племени". Кереитов "раздавали во все концы", своих людей Чингис-хан "всех вдоволь оделил... кереитскими пленниками". Тоорил-хаган и Сангум бежали на запад к найманам. При переходе границы они оба были убиты найманским пограничным караулом. Головы Тоорил-хагана и Сангума доставили Таян-хану. Голову Тоорил-хагана Таян-хан оправил серебром и "ради величия своего держал ее у своего трона"; положенная на белую кошму голова служила оракулом. Раз во время гадания голова Тоорил-хагана якобы засмеялась. Взбешенный и напуганный Таян-хан приказал растоптать ее.
Судьба самого Таян-хана решилась в 1204 г. Улус Чингиса к этому времени охватывал добрую половину Монголии. Чингис-хан провел реформы армии и управления улусом, положив в основу военно-административную форму государственности, традиционно известную в этом регионе со II в. до н. э. Сутью ее было соединение в лице одного администратора власти гражданской и военной, распределение населения страны на сотни, тысячи, тьмы — административные единицы, способные выставить в случае нужды сто, тысячу, десять тысяч воинов. Осенью 1204 г. найманы были разгромлены. Чжамуха, поначалу выступавший союзником Таян-хана, на решающем этапе сражения покинул со своими войсками поле боя, тем самым подписав и себе смертный приговор. Его люди теперь один за другим покидали его, уходя к Чингис-хану. Наконец с Чжамухой остался лишь небольшой отряд. В конце 1205 г. нукеры Чжамухи решили выдать его Чингису. Такого рода предательство, даже своего врага, Чингис-хан не прощал. Вместо награды нукеры Чжамухи по приказу Чингис-хана, заявившего: "Можно ли оставить в живых тех людей, которые подняли руку на своего природного хана? И кому нужна дружба подобных людей?" — были публично казнены. Чжамуха, на допросе признавший, что Небо оказало поддержку не ему, а Темучжину, что "ему, Темучжину, передали ханский престол", также был подвергнут жестокой казни, известной под киданьским термином линьчи — медленному в течение нескольких суток резанию тела преступника по кусочкам и суставам.
 
     
   
 

 

 
 
Воспроизводится по изданию: Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 7. СПб., 1995
© Центр «Петербургское Востоковедение», 1995
© Е.И. Кычанов, 1995
 

 

 

 
 

Любое коммерческое использование материалов данных страниц без письменного разрешения авторов запрещено.
© Центр "Петербургское Востоковедение", 2000
© Miles, дизайн, разработка, 2000